PEST-анализ

33 915
< назад

Ситуация на рынке иногда меняется так быстро, что некоторые компании не успевают подстраиваться под новые условия. Подобные изменения произошли во время пандемии Covid-19, когда многие владельцы бизнеса оказались на грани банкротства. 

Избежать подобных ситуаций помогает правильно составленный план стратегического развития. Он включает в себя разные методы оценок, в число которых входит PEST-анализ. Рассказываем, что это за инструмент и как его используют для изучения потенциальных рисков и возможностей.

Что такое PEST-анализ и зачем его проводить

PEST-анализ — это методика определения неконтролируемых внешних обстоятельств, которые влияют на бизнес. В рамках PEST анализируют политику (Politics), экономику (Economics), социум (Social), а также технологии (Technological). Это необходимо, чтобы предусмотреть, сократить или исключить влияние негативных факторов. 

Существует похожий тип исследования — STEP-анализ. Он исследует то же самое, но в приоритете — социальные и технологические процессы. Некоторые компании используют и более расширенные обозначения. Например, когда важны экологические и правовые факторы, выбирают PESTEL-анализ. Для изучения локальных, национальных и глобальных уровней подходит LONGPEST-анализ.

Чем отличается от SWOT-анализа

Отличить один метод от другого просто: обстоятельства, на которые можно повлиять, относят к SWOT-анализу, а на которые нельзя — к PEST.

SWOT-анализ — изучение сильных и слабых сторон конкретного бизнеса, а также потенциальных возможностей и угроз. Под возможностями и угрозами здесь понимают факторы, которые касаются только одной компании, например, отток кадров из-за переезда в офис в другом конце города. То есть основной упор делается на внутренние бизнес-процессы.

Однако изучение внутренних факторов будет не совсем точным, если до этого не исследовали внешнюю среду. Именно поэтому сначала проводят PEST-анализ предприятия.

Преимущества и недостатки

Главные недостатки:

  • Невозможность точной оценки и прогнозирования. Ни одно исследование не дает 100% точности, и любой прогноз может оказаться неактуальным. Например, в случае резкого изменения курса валюты. Даже эксперты порой не могут дать оценку происходящему.

  • Субъективное отношение сотрудников к глобальным изменениям. PEST-анализ необходимо проводить коллективно: собрать топ-менеджмент, маркетологов, аналитиков, ключевых сотрудников отдела продаж. Их мнения могут различаться, иногда в корне. Одно событие для кого-то оказывается позитивным, а для кого-то — нет. Это затрудняет принятие итоговых решений.


Преимуществ у PEST-анализа гораздо больше, чем недостатков. Он помогает решить следующие задачи:

  • изучить глобальные тенденции рынка;

  • предвидеть микротренды;

  • скорректировать стратегии продаж и маркетинга;

  • выявить риски;

  • подготовиться к ухудшению ситуации;

  • спланировать бюджет;

  • повысить конкурентоспособность бизнеса и опередить конкурентов;

  • вовремя адаптироваться к изменениям под влиянием внешних факторов;

  • определить наиболее эффективные тактики развития компании.


Такой метод нельзя выбирать в качестве основного способа развития, но он отлично работает в совокупности с другими маркетинговыми инструментами.

Кому необходим

В кризисных ситуациях малый бизнес и стартапы страдают в меньшей степени, чем крупные компании. Поэтому PEST-анализ, в первую очередь, необходим среднему и крупному бизнесу. В частности, если компания сотрудничает с зарубежными партнерами. 

В качестве примера PEST-анализа перечислим факторы, которые влияют на деятельность российской турфирмы: 

  • политические: обострение международных отношений, прекращение авиасообщения с некоторыми странами, проблемы с оформлением виз;

  • социальные: рост популярности внутреннего туризма;

  • экономические: рост инфляции;

  • технологические: развитие онлайн-сервисов с одной стороны и прекращение работы многих технологических платформ — с другой.


Это лишь очевидные обстоятельства. Во время проведения настоящего анализа вы выявите гораздо больше факторов.  

Виды PEST-анализа

Выбор разновидности анализа зависит от цели проведения исследования, рыночных условий, в которых работает компания, и индивидуальных особенностей конкретного бизнеса. 

Основных внешних обстоятельств всего 4, но вам потребуется более детальный анализ, если вы ведете бизнес в нескольких странах и необходимо учитывать ситуацию в каждой.   

Выделяют 5 видов PEST-анализа. Они отличаются не только дополнительными буквами в аббревиатурах, но и их расположением (по приоритетности факторов):

  1. PESTEL. Дополнительные буквы обозначают экологию (Environmental) и право (Legal).

  2. PESTELI. Добавляют анализ отрасли (Industry Analysis).

  3. LONGPEST. Прежде всего учитывают местные (Local), национальные (National) и глобальные (Global) факторы.

  4. STEEP. На первый план выходят социальные отношения, технологии и этика (Ethical).

  5. STEEPLE. Дополнительно анализируют нормативно-правовые факторы и экологию.

Основные факторы

Признаков макросреды или, по-другому, внешних факторов достаточно много. Рассмотрим наиболее важные: 

  • Политические факторы. Их условно разделяют на внутренние и внешние. К внутренним относятся законодательство, субсидии, налоговая система, условия получения лицензий, защита прав потребителей и так далее. Внешние подразумевают соглашения и сотрудничество между странами, санкции, курсы валют. 

  • Экономические факторы. Оцените экономическую ситуацию в стране и мировые тенденции. Важно понять, растет экономика, падает или стагнирует. Учитывайте доступные льготы, инфляцию, ВВП, курс валют, доходы потребителей. Такие факторы помогают разобраться, какие именно обстоятельства в большей степени влияют на развитие бизнеса, и исходя из этого выстроить модель для работы.

  • Социально-культурные факторы. К ним относят традиции, потребности населения, демографическую ситуацию, уровень образования и культуры. Иногда запреты настолько сильно влияют на общество, что практически равны законам. Яркий пример — мусульманские страны, в которых очень строго относятся к религиозным ценностям. Например, их жителям запрещено употреблять в пищу свинину, поэтому бизнес по продаже этого мяса здесь вряд ли будет прибыльным.

  • Технологические факторы. Сегодня технологические процессы в той или иной степени влияют на все отрасли бизнеса. Учитывайте наличие патентного законодательства и возможностей для внедрения инноваций (особенно зарубежных в условиях санкций). В истории встречается много примеров, когда прорывная технология уничтожала целые сферы бизнеса. Например, портативные колонки пришли на смену музыкальным центрам, а flash-накопители заменили дискеты.


Как выполнить PEST-анализ

Для наглядного и эффективного проведения PEST-анализа создайте таблицу, в которую будете записывать результаты исследований (факторы и их оценку). Это поможет структурировать данные, представить их более наглядно и в итоге выбрать правильную стратегию развития.
Проведение PEST-анализа состоит из шести этапов:

Шаг 1. Поиск факторов

Определите внешние обстоятельства, которые влияют на деятельность компании, согласно четырем категориям: политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological). Для этого лучше собрать команду специалистов и провести мозговой штурм. Количество факторов зависит от конкретного бизнеса. Составьте список.

Шаг 2. Оценка степени влияния

Присвойте каждому выявленному фактору оценку от 1 до 3 по степени его влияния на бизнес.

Для наглядного и эффективного проведения PEST-анализа создайте таблицу

Шаг 3. Оценка возможных изменений

На этом этапе лучше привлечь эксперта аналитики. Дайте факторам оценку от 1 до 5 по степени стабильности, где 5 — это постоянно меняющиеся или совершенно непредсказуемые процессы. Рассчитайте среднее арифметическое значение для каждого фактора.

Шаг 4. Определение реальной ценности

Рассчитайте среднее арифметическое значение для каждого фактора

Используйте формулу для расчета реального значения каждого фактора. Например: Ценность = Влияние × Изменчивость.

Шаг 5. Распределение факторов

Расположите все факторы в таблице по убыванию их числовых значений. Чем больше число — тем важнее фактор для анализа.

Шаг 6. Подведение итогов

На основе полученных данных определите, какие факторы требуют максимального внимания. Компания может скорректировать свою стратегию, чтобы минимизировать риски и использовать возможности внешней среды.

Дополнительно: добавьте рекомендации в таблицу

В таблицу можно вносить не только числовые данные, но и текстовые комментарии — например, действия, которые нужно предпринять в случае наступления определённой угрозы или изменения среды.

Как использовать результаты

Полученные результаты помогают заранее подготовиться к изменениям рынка. Например, если у населения падают доходы, они ищут товары по более низкой цене или вообще перестают их покупать. В таком случае компания может выпустить аналог дорогого продукта. 

По результатам анализа у вас будут ответы на вопросы:

  • Выпускать новый продукт или нет?

  • Выходить на новый рынок или сделать это позже?

  • Какие моменты упустили при продвижении?


Типичные ошибки

PEST-анализ принесет положительный результат только в том случае, если вы его правильно провели. Частые ошибки:

  • слишком обобщили информацию;

  • не проверили данные;

  • недооценили значимость некоторых обстоятельств. 


Избежать большинства ошибок поможет привлечение к проведению исследования опытных маркетологов и аналитиков.

 

Используемые продукты и сервисы

Что важно запомнить

  • PEST-анализ — исследование, в ходе которого определяют обстоятельства внешней среды и оценивают их влияние на бизнес. 

  • Для исследования берут в расчет политические, экономические, социально-культурные, технологические, а также экологические, отраслевые, этические, правовые, национальные факторы. 

  • Для проведения PEST-анализа составьте список факторов, оцените их состояние и степень влияния. После этого рассчитайте ценность каждого фактора по готовой формуле и подведите итоги.

  • От результатов исследования зависит возможность компании подготовиться к рискам и, как следствие, потенциальная прибыль.

< читать Журнал

 

Краткий пересказ статьи от нейросети YandexGPT

Разбор статьи от ИИ Perplexity

Актуальное

1 318
STEP-анализ
1 772
IP-телефония
2 208
DDoS-атака
2 267
Тимбилдинг